Чемпионат Мира, Швейцария

ЧЕМПИОНАТ МИРА, ШВЕЙЦАРИЯ, 2014 г.

Этот рассказ я посвящаю всем тем неравнодушным людям, которые были рядом, поддерживали, помогали. Это наша общая победа, это наша общая медаль. Также я посвящаю этот рассказ самому замечательному, смелому, преданному, сильному другу и партнеру по команде – маламуту Хаку!

Часть 1. Через тернии к звездам
Еще год назад ряд моих «доброжелателей» распускал слухи о том, что аляскинский маламут Ласковое Облако Эрлент – Странник Севера (в миру — Хаку) уже отбегал свое, загнали его эти скорости, все – сдулся! Так ли это, мы поймем в этом рассказе.
За нашей спиной уже не первый Чемпионат Мира и Европы, и к каждому из них мы готовимся заново. Разрабатываем новые системы тренировок, питания, ветеринарного сопровождения и много-много чего еще. На всех предыдущих чемпионатах мы выступали в классе D2 (упряжка две собаки, вторая скоростная категория). Очень честная дисциплина: если хочешь выиграть, будешь пахать ногами не меньше собак. Конечно, были мысли о скиджоринге, очень уж я люблю лыжи, но, увы, до 2011 года скиджоринг в нашей скоростной категории не открывался.
Из года в год в моей упряжке менялась вторая собака, и только Хаку оставался незаменимым. В 2010 году после первого своего Чемпионата Мира, я задумался о создании действительно сильной, профессиональной команды, о тех людях, без которых очень сложно добиться высоких результатов: помощник, ветврач, человеческий доктор, сервисмен. В 2011 году в моей спортивной жизни начали появляться такие люди, и одной из первых появилась Наталья Садовникова. Наталья не просто владелец маламута, который станет напарником для Хаку на ЧМ 2012 года, Наталья – отличный ветврач, помощник и вообще человек, без которого я сейчас не представляю себе ни одного старта. Чуть позже в команду как-то незаметно влился Левинский Леонид. Он не просто стал членом нашего клуба, он влился именно в ту команду, о которой я мечтал, и занял место сервисмена. Уже на ЧМ 2012 года эта команда показала себя с наилучшей стороны — мы стали серебряными призерами в классе D2.

   

В конце 2012 года нас постигло несколько неудач: тяжелая операция у напарницы Хаку по упряжке — аляскинской маламутки Полли, и серьезная травма ключицы у меня самого. Мы боролись, старались и даже отобрались для поездки на ЧЕ 2013 г., выиграв ЧР РКФ. Но, увы, травмы так и не позволили нам еще раз выйти на старты такого уровня. Мы с командой, семьей и лечащими врачами приняли общее решение — пропустить этот ЧЕ. Обидно, досадно, но слишком многим надо рискнуть. Итак, решено пожертвовать ЧЕ ради последующего ЧМ.
Подготовку к ЧМ-2014 мы начали еще в зимнем сезоне 2013 года. Нацелившись на скиджоринг, мы параллельно готовили упряжку из двух собак, ведь история WSA знала годы, когда скиджоринг второй категории не открывался. Была создана новая программа подготовки, кое-что подточили в питании, привнесли в тренировки новые упражнения. Параллельно я занимался изучением травматологии, а точнее реабилитацией спортивных травм. «Зачем?» — спросят многие. Банально, в стремлении поехать на ЧЕ-2013 была неправильно восстановлена травмированная ключица, а в июне 2013 года была травмирована и вторая ключица (вопрос стоял об операции). Все это сподвигло меня к самостоятельному изучению медицины, чтобы травмы не беспокоили во время стартов.

   
   

Дело медленно шло к осени, мы стали сводить бюджет, и я сильно расстраивался, понимая, что поездка команды стоит немалых денег – ориентировочно около 150 тыс. руб. Самостоятельно оплатить такую поездку я не мог, поэтому стали работать в направлении спонсоров. Обращались к кормовикам и многим другим, но люди либо вообще не слушали, либо не отвечали, либо предлагали такую ересь, что ничего кроме смеха это не вызывало. Были, правда, и те, кто откликнулся, и среди них компания«SLEDDOGSPORT» в лице Вероники Спивак, «ICEBUG RUSSIA» и просто неравнодушные люди, такие какМангушева Юлия. Эти компании и просто обычные люди не только предоставили отличное высококлассное оборудование, но и поддержали нас финансово.
Огромную помощь и поддержку я получал дома, моя девушка Татьяна приняла на себя многие проблемы и заботы, чтобы у меня больше оставалось времени на тренировки. Она занималась моим личным питанием, чтобы в горах не мешали лишние килограммы. Она стойко терпела приобретение совсем недешевого оборудования.
В январе 2014 г. в Самаре мы отобрались в состав команды для поездки на ЧМ. Я с Хаку выступал в классе скиджоринг и был вторым среди более скоростных сибирских хасок. Это давало надежду на успешное выступление на ЧМ.

   

К сожалению, этой зимой снег не радовал наш регион, и по прибытии в Москву нам даже пришлось на какое-то время опять применять в своих тренировках скутер. Когда выпало немного снега, и ударили морозы, мы тренировались каждую свободную минуту. И вроде все шло по плану, но, неожиданно, впервые за 15 лет я заболел ангиной. Все пропало. Мы не вышли на нужный километраж, функционально моя система была подорвана, собака две недели без тренировок. Все усилия были брошены на лечение, и уже через 5 дней я вернулся в строй, но время и силы потеряны. Нам пора выдвигаться в сторону Швейцарии.

Часть 2. 2800 и 1200 в горы
В этом году на Чемпионате Мира мы планировали выступать с Хаку в скиджоринге во второй скоростной категории, но понимали, что нет гарантий открытия класса. Поэтому с собой взяли Полли и нарту, чтобы в критической ситуации перезаявиться в класс D2. Поскольку в этот раз из нашей замечательной команды выдвигалось всего двое: я и Наталья, плюс Хаку и Полли, мы решили ехать одной машиной и без прицепа. Леонид не смог присоединиться по семейным обстоятельствам. Собак мы замечательно разместили в кунге машины, в больших и комфортных боксах, что-то из вещей влезло туда же в кунг. Лыжи мы поместили в бокс на крыше, а нарту и оставшиеся сумки на заднем сидении.

9 февраля, в воскресенье, в 6.30 утра мы выдвинулись в сторону г. Брест, а точнее в сторону границы с Польшей. Не гоня лошадей и экономя топливо, мы, как обычно, за разговорами, довольно-таки быстро доехали до границы с Белоруссией. Дозаправившись и сделав грин-карту, двинулись дальше. Приближаясь к границам Европы, я понимал, что снега нет, и не предвидится. Вооот.. Забыл о прогнозе в Швейцарии, а точнее в Кандерштеге. На время ЧМ обещали +10 и дожди! Невесело! Но, как я писал выше, мы готовились не только физически, мы изучали все факторы, которые могли повлиять на результат.
Белоруссия тоже пролетела как-то незаметно, одно мне не давало покоя — огромное количество красной пластиковой сетки вдоль дорог. Все думал: «Эх, нам бы ее! Вечно во время гонки не хватает, а тут стоит себе вдоль полей, пропадает!»

И вот через 11ч 45 мин мы оказались на пограничном посту Брэст — Тересполь. Как всегда, когда едем в сторону Европы, на посту мало народу. Закатываемся на границу, здесь я всегда напрягаюсь «донельзя», прям как на войне: не знаешь, чего ожидать от белорусской границы. В этот раз все прошло быстро, и даже ветврач не сильно компостировал мозг, только прочитал лекцию, что нельзя перевозить сено (оно у нас лежало в боксах у собак). 35 мин – и мы уже на пограничном посту Польши, а вот тут точно все как всегда. Все расслаблены, никто ничего не требует (если все документы в порядке). «Здрасте, покажите это.. это.. ооооо, собаки, добры псы..». И все – вы свободны. Итогом стал всего час затраченного времени, и мы в Европе. «Эгегей, вперед! Ведь тут на 3 часа меньше, чем в Москве» — подумал я.
Посоветовавшись и проанализировав ситуацию, мы с Наташей приняли решение не гнать и, как обычно, остановиться в любимой нами гостинице «Релакс», что в 60 км от границы. «Релакс» любезно не первый год принимает нас и наших собак. Здесь отлично кормят, хорошие номера, куда пускают с собаками, да и поле рядом позволяет замечательно погулять с собакам после 13-тичасовой поездки. Плотно поужинав и недолго посмотрев Олимпиаду, легли спать. Утром неторопливо позавтракали, прогуляли собак и, попрощавшись, выдвинулись дальше.

Когда я последний раз в 2012 году пересекал Польшу, то тратил на это целые сутки. Поэтому мы планировали ночевать в начале Польши и, потратив сутки на дорогу, в конце перед границей с Германией, в Польше все же дешевле. Правда, мы забыли, что за этот период в Польше прошёл ЧМ по футболу, и к этому времени было построено немало отличных автобанов, о которых нам рассказал Игорь Трач. Пыткой стали только 170 км от границы до Варшавы. Немного помытарившись в городских пробках, мы выскочили на автобан, и — вперед, навстречу ветру. Шли небыстро, в эконом-режиме, все же на топливо спонсоры выделили строго ограниченную сумму. Едем, солнышко, поля зеленеют, косули гуляют, гуси пролетают – это лирика и страдания охотника!))))
Подобрались к границе с Германией без проблем. Правда, дорога от Варшавы до границы, если ехать по автобану, платная (73 злотых или 840 руб в один конец). Перед границей дозаправка, ужин, прогулка собак и, снова в путь. Потихоньку смеркается, но в Германии все те же великолепные дороги и средняя скорость движения 105 км/час. Едем и начинаем понимать, что если упереться, то мы за двое суток приедем в точку проведения ЧМ – на сутки раньше, чем планировали. Стоп-стоп, это Швейцария, и проживание там немалых денег стоит – новые непредвиденные затраты. Крутим головой, черт, и в районе автобана гостиниц-то незаметно. Начинаем мучать google и booking.com, чтобы найти жилье: или нет ничего, или все за 100€ и выше. А как мы помним, евро в нашей стране не дешевеет. Таак, в районе Кандерштега есть гостиница за 3500 руб/сутки, бронируем на одну ночь. Теперь Германия – все гостиницы как-то дорого и не очень по дороге. Но что-то все же нашлось, движемся. Я принимаю решение смотреть по сторонам, может так что-нибудь подвернется. Ткнулись в одну гостиницу – дорого. Едем дальше. И, о, чудо! Есть отличная гостиница за 60 € с завтраком, и собак можно в номер, и место для прогулки есть. Останавливаемся на ночевку.
Утром, позавтракав, неспешно грузимся и едем дальше – уже в Швейцарию, в Кандерштег. Дорога опять вся проходит в разговорах на разные темы. Хорошо, когда не летишь сломя голову, а двигаешься так легко, выспавшись. Перед границей заправляемся, обедаем, и последний рывок. На границе со Швейцарией нас просят купить виньетку, для проезда по Швейцарским автобанам, за 40 франков. Проехали Базель, через какое-то время появляются горы.

Да, на всем протяжении от Белоруссии и почти до места гонки, снега нет! По дороге отзваниваемся Алене Шепелевой для получения информации, но выясняется, что она уехала в Австрию к Данлеру. Ничего, приезжаем в гостиницу, закидываем небольшое количество вещей и двигаемся в сторону Кандерштега. От временной гостиницы до Кандерштега всего 13 км. Поднявшись через небольшой перевал в г. Кандерштег (здесь есть снег!), мы выяснили, где находятся наша основная гостиница и стейкаут, а также гостиница, где живет «Конкорд». Во время поездки по городу встречаем чету Таразановых, которые тоже только что приехали. Погуляли с собаками по снегу, вернулись в гостиницу и, перекусив, завалились спать. Утром, хорошенько выспавшись, выдвигаемся в сторону Кандерштега, а точнее гостиницы «Блюмизальп». Приехали туда к 11.30, и, к нашему удивлению, нас любезно приняли гораздо раньше времени официального заезда. Размещаемся и двигаемся в сторону стейкаута.

 Часть 3. Чемпионат Мира, как это было

День первый (среда, 12.02.2014)

Мы прибыли в район стейкаута, где нас любезно встретили организаторы, они же и разместили нас на поляне. Хотелось бы сразу заметить, что в этом году стейкаут размещался не по странам-участницам, как обычно, а по дисциплинам. Несмотря на это, все стояли крайне компактно и удобно относительно старта и финиша.

Сразу поднимаем флаг страны и клуба, баннер наших спонсоров, огораживаем стоянку и растяжку для собак.  Разместившись, идем гулять по немноголюдному пока стейкауту, изучать кто, где, что и как, ищем российских спортсменов и наших друзей из других команд. По пути узнаем о регистрации, ветконтроле. К сожалению, все это делать самому спортсмену крайне сложно, так как организаторы хоть и приветливы, но все официальные дела предпочитают решать с тим-лидером (капитаном) команды, и это правильно. Но у нашей страны тут все как всегда. Пытаемся выяснить, открылся ли мой класс, и можно ли без собак ознакомиться с дистанцией. Ничего внятного мы не слышим, одни говорят, на трассу нельзя, другие – можно. Чехи и шведы, несмотря на запрет, уже на трассе.

   

 

Время тянется, делаю замеры по снегу, воздуху, влажности и т.д., наблюдаю кто, как и чем парафинит лыжи. Тут выяснилось, что нас готовы зарегистрировать без тим-лидера, но происходит форсмажор – на чип-контроле требуют оригинал родословной, а мы его оставили в гостинице. Наталья пошла за ней пешком, благо идти всего около полутора км. По возвращении мы быстро и без проблем прошли регистрацию, но вопросы по открытию класса и трассе остались!(((
Вскоре появились на горизонте и ветврачи. Шеф ветов очень дружелюбно отнесся к нам, узнав, что мы из России. Я был приятно удивлен. Забегая вперед, хочу сказать, что веты отработали великолепно на этих соревнованиях, они не просто осматривали, но и эвакуировали собак с трассы, и оказывали хирургическую помощь.
Все положенные официальные процедуры прошли и даже помогли в этом другим российским участникам. По-прежнему ждем тим-лидера команды. Приходится приложить немало усилий, чтобы все выяснить и уточнить все вопросы.
Итак, дисциплина «Скиджоринг вторая скоростная категория» открыта, но класс получается объединенный — 4х мужчин объединили с 2мя женщинами и 2мя спортсменами из класса пулки (в итоге последние, отстегнув пулки бежали чистый скидж). Что касаемо трассы, так толком ничего не узнали, вроде можно, но не тут, а в городе, а вроде и совсем нельзя (мол, снега мало) или можно, но без собак. Отсутствие нормальной понятной информации о просмотре трассы сильно напрягает: снимаемся и едем в гостиницу. Оставляем там собак и направляемся в город к Туристическому информационному центру. Узнаем, что трассы общественные и открыты для свободного посещения, закроют их только в пятницу, а сейчас — оплатите налог в размере 6 франков в день и катайтесь, сколько влезет, хоть сутки напропалую. Оплатили два дня.
В этот же день, ближе к вечеру, Наталья доставила меня на трассу, и я поехал ее изучать. Долина Кандерштега поделена вдоль железной дорогой. Трасса пролегает на обеих сторонах железки, то перепрыгивая через нее по мосту, то подлезая под ней сквозь тоннель. Стейкаут расположен за железной дорогой относительно города и гостиниц. На сторону стейкаута я не ездил, чтобы не было претензий. Прокатил около 9 км, за это время выяснилось много интересного.
Во-первых, стало понятно, что ни плюсовая погода, ни дождь и иные катаклизмы не испортят трассу, она просто железобетонная. В течение всего сезона ее отлично и профессионально готовили и поддерживали.
Во-вторых, много открытого пространства (около 75%) и порывы ветра иногда доставляли неудобства, много поворотов, противоходов, петель, и все это идет в городе между домами.
В-третьих, во время гонки придется пересекать асфальтированные дороги, и тут я напрягался, очень жалко лыжи. Организаторы обещали насыпать снежные переходы во всех таких местах.
Самое прикольное – на трассе стоят указатели, где вы можете свернуть к своим отелям. Накатавшись, я воспользовался такой возможностью и доехал на лыжах к нашей гостинице. Привели себя в порядок и пошли ужинать.
Номер в гостинице нам достался просто огромный, места столько, что можно потеряться. Также выяснилось, что в этом отеле есть все необходимые условия для подготовки лыж: комната, станок, розетки и т.д. Радовало то, что все в гостинице очень любезны и приветливы. Был и халявный вайфай. Немного полазив по инету, улегся спать, надо экономить силы и восстанавливаться после большого переезда.
Вообще с гостиницей нам здорово повезло. Редко когда проживание на гонке не вызывает никаких нареканий, и хочется опять вернуться туда.

День второй (четверг, 13.02.2014) 

Выспавшись вволю (по московскому времени), мы пошли завтракать. За окном облачно, накрапывает небольшой (а временами очень даже большой!) дождик, перемежающийся с мокрым снегом. Сегодня торжественное открытие ЧМ и первый старт у мидов. Прикинув что, чего и как, собираемся на стейкаут, надо посмотреть, что там происходит и доделать, что не доделали вчера. Добравшись до места, идем выгуливать собак. К слову, в городе выгуливать собак сложно, банально негде. Кругом дома, трасса, частные территории, да и настолько все чисто и красиво, что не было желания все это портить экскрементами. Однако рядом со стейкаутом обнаружилась живописная дорожка вдоль реки, оборудованная, кстати, всем необходимым для уборки за собаками – диспенсером пакетов и урной. Так что все последующие дни наши псы выгуливались там.

Погуляв, пошел делать замеры, и — сразу на связь с Москвой, а точнее с Левинским Леонидом. Вчера с Леонидом мы прикидывали, что надо делать с лыжами,  но сегодня погода кардинально изменилась, и надо внести поправки. Ждем собрания тим-лидеров для получения информации по открытию и проведению гонки, но, увы, опять не понимаем что, как, где и когда. Через некоторое время проходит информация, что все, что касаемо спринта будет известно только вечером, а сейчас обсуждается мид. С неба все сильнее и сильнее льет дождик, принимаем решение ехать в гостиницу.

   

Оставив собак отдыхать в номере, решили пройтись по спортмагазинам. Погуляв, каждый купил себе то, что посчитал нужным, я парафины, а Наталья непромокаемую куртку. Пообедав, мы по телефону пытаемся выяснить, где и когда открытие, и где собирается команда. Открытие должно пройти в центре города в районе ж-д вокзала, на стадиончике. Официально все выдвигались в 16.30 со стейкаутов, но команда решила собраться в 17.00 в городе прямо на месте, чтобы не мокнуть под дождем, который идет уже целый день.
Открытие, несмотря на пасмурную, снего-дождливую погоду и ветер прошло весело, было представлено много команд. Шотландская команда щеголяла килтами и голыми коленками, согреваясь волшебной жидкостью из фляжек. Прошло традиционное соревнование за высоту флага/длину флагштока между российской и польской командой. Победила дружба. Между европейских команд весело бродил одинокий гонщик из Новой Зеландии, уже получивший от организаторов приз за храбрость. Всего на этом Чемпионате Мира было представлено 18 наций, 240 стартующих, 2500 собак.

   

После открытия мы вернулись в гостиницу. Я начал заниматься лыжами, а Наталья собаками. Информацию о стартовом времени и номер нам передал Александр, чья собака стартовала с Юлей Соколовой в классе SJW1.
Так как старт скиджа был рано, в 10.00, решили пораньше лечь спать, что и сделали.
День третий (пятница, 14.02.2014)

Первый день гонки

За моей спиной не первая гонка, гонок было предостаточно, разного ранга. И ЧМ у меня не первый, но одно не меняется – я плохо сплю перед гонкой. Вот и в эту ночь сон почти не приходил, много мыслей лезло в голову. Проснулись где-то в 7.45, за окном пасмурно, температура -1. Я начал собираться, одеваться, Наталья сходила на завтрак, и в 8.45 мы тронулись на стартовую поляну. Прибыли в 9.00 и по отработанной схеме начали развертывание элементов ПРО лагеря. Прогуляли собак и рванул делать замеры, сверять часы, а чуть позже откатывать лыжи, Наталья занималась собаками. С собой я привез две пары лыж, подготовленных под эту погоду. После откатки стало понятно, что при одинаковой длине проката, одна из пар явно катит быстрее, на ней и решил выступать. Мид-дисциплины открывали Чемпионат в 8.00, а в 10.00 стартовали первые спортсмены спринтовых дисциплин — SJW1, и среди них наша спортсменка Юлия Соколова, далее стартовали SJM1, а за ними и объединенные SJM2, SJW2, SM2 (бывшая пулка). Длина трассы для скиджоринга составляла 13,5 км. Я принимал старт четвертым, впереди, как мне казалось, все основные соперники, и в их числе Александр Нестеров (чемпион мира WSA 2012, призер ЧЕ WSA 2013), он открывал старт нашей категории. Старт у Александра в 10.32, а у меня в 10.35.

Старт был хороший, Хаку явно настроился дать бой, а я в азарте и не посмотрел, что разгон чрезмерно велик, и первые километры мы превышали свой график на порядок. Потом это нам аукнется.

   

Блин, все как обычно. Вся трасса в экскрементах от миддистанс-упряжек. Опять балет на лыжах пришлось танцевать. Скорость хорошая, первая петля и возврат почти к старту, разворот, и вот первый соперник в противоходе. Быстро нагоняем и очень спокойно обходим, еще разок проезжаем рядом со стейкаутом и в лес. Там разгоняемся, лыжи летят! Выскакиваем к резиденции скаутов, поворот, и вот он – длинный изнурительный подъем, таких будет два на дистанции. Принимаю решение отпахать в него по полной, это отличная возможность прикатить чутка соперникам. Лыжи сегодня летят, Хаку тоже не прочь хорошенько поработать. О-па, вот это встреча! В противоходе на спуске Александр, а тут ну никак не 3 минуты. Начинаю впахивать еще шустрее, и вот мы на спуске, поворот, маленький подъемчик, и обходим еще одного соперника. Вылетаем на мостик, поворот налево, едем в подъем вдоль гостиницы, где жила часть нашей команды. Поднимаю голову и вижу в конце подъема Александра и гонщика с хаской, кричу «хей-хей», проскакиваю между ними и иду на спуск в тоннель под железной дорогой.
Первый тоннель короткий, и мы его проскакиваем незаметно, за ним подъем и мостик через основную асфальтированную дорогу в городе. Спуск, подъем небольшой, но крутой, поворот и первый переезд через асфальтированную дорожку.. Много людей, волонтеры, все поддерживают, а я смотрю, как покрытие. Правда засыпали и очень хорошо, перескакиваем, видим еще одного гонщика с хаской, кидаемся вдогонку. Хаку в азарте, он понимает, что мы на ответственной гонке, что мы тут не одни и не бежим первыми в молоко. Начались петли и противоходы, обгоняем хася и вперед. Что-то начинает беспокоить Хаку, но что?
Скорость есть, идем хорошо. Да, горы, да, +5, но трасса жесткая, в горы пашем вместе. На выходе с последней петли видим еще гонщиков. Я вспоминаю трассу, осталось километра четыре. Сейчас пойдем вдоль гор, озерка, там поворот для D-класса и небольшой подъемчик.

Хаку начинает хватать снег, плохой сигнал. Начинаю сбрасывать темп, проходим мостик. Много людей, вижу маму Мироновой Кати (огромное спасибо ей за то, что несмотря ни на что, она стойко стояла и держала наши запасные палки). В подъем не гоню – пусть Хаку подышит на рыси. Полочка, и вот он второй длинный тягун, он мне еще на просмотре дался как-то тяжко, а тут еще ветер встречный, рррррррр! Влезли. Смотрю на Хаку и понимаю, что он угрелся. Спуск прошли трудно. Поворот. Плато. Хаку опять хватает снег. Принимаю решение идти так, как ему будет комфортно, впереди еще 2 дня, и главное сберечь собаку. Переход через асфальт и еще один тоннель под ЖД, а он гораздо длиннее. Хаку заходит в него как-то неохотно, прошли возле ноги. Осталось чуть меньше 1 км, но много вверх на гору перед финишем. Начинаем подъем, в середине этого маневра вижу справа приближающуюся упряжку хасей. Эка, какая длинная. Это справа проходит трасса мида, придерживаю Хаку, пусть идут вперед. Зачем нам эксцессы? Цепляемся за ними и приходим на финиш. Тяжко как-то! Я начинаю отсекать соперников, а Наталья (прим. Натальи: тихо и вежливо матерясь на гонщика-спортсмена за упаханную собаку) после чип-контроля уводит Хаку для восстановления и отдыха. В результате ближайший соперник (гонщица из Швейцарии из класса SM2) проиграла мне чуть больше 3 мин. Однако, несмотря на объявленное объединение класса, в стартовых протоколах гонщики распределяются по исходным классам, пусть и не открывшимся. И стартовый порядок соблюдается в том же формате. Эта несогласованность в дальнейшем аукнется некрасивой неразберихой на награждении.

   

После финиша мы остались на соревнованиях, поболеть за наших ребят, помочь нашим друзьям и посмотреть на других сильных спортсменов. Уже чуть позже мы узнали, что Юлю дисквальнули, за неправильное прохождение дистанции. Тут много факторов: и якобы неправильная информация от волонтера, и непонятки с просмотром трассы, и отсутствие какой-нибудь информации по трассе от тим-лидера.

Около 16.00 мы еще раз погуляли с собаками и выехали домой. На прогулке я заметил, что Хаку как-то осторожно ставит переднюю правую лапу, это немного насторожило. В гостинице бегло осмотрели лапы и поначалу решили, что есть проблема с суставом, тут же – мази, компрессы и все допустимые средства. Чуть позже стало понятно, что все это не помогает, решили сделать более тщательный осмотр. Выяснили, что есть повреждение подушки (намин, скорее всего от гранитной крошки). Начали лечение, потом заклеили рану, т.к. она была неглубокой. На ужине от друзей из Австрии, Германии и Польши узнаем, что по нескольким альпийским долинам, включая нашу, объявлено штормовое предупреждение. Наталью высылаю на стейкаут снять растяжки, флаги и узнать, нужна ли кому-то из друзей помощь.  Долго было неизвестно и непонятно, что же со стартами, было принято решение ждать утра. Потом ужин, подготовка лыж и сон, в этот раз я спал.

День четвертый (суббота, 15.02.2014) 

Второй день гонки

Подъем у нас все так же в 7.45, опять сборы, у Натальи завтрак. Погрузка. На стейкауте в 9.00. Урагана не случилось, прошел стороной, и погода предвещала яркое солнышко.  Т.к. я вчера был первым в своей группе, то и старт буду принимать первым, прямо следом за SJM1, в 10.32. За мной стартует мой ближайший соперник по классу – швейцарский лыжник с самоедской собакой, будущий серебряный призер этого чемпионата. Разворачиваемся на месте, прогулка с собаками. Я бегу делать замеры, а Наталья занимается Хаку. Замеры показали +5.7°С, 78% влажности, снег -1.2°С. Немного напрягся, т.к. небо чистое, и явно будет солнце, а значит, и температура поползет вверх.

Готовимся к старту, еще разок смотрим и обрабатываем все лапы у Хаку, и при обработке замечаем похожую трещинку на задней правой лапе. Думаю, что где-то при переходе асфальта попался кусочек гранитной крошки, и это и нанесло повреждения, т.к. в общем на лапы у нас никогда не было нареканий.

Пятнадцать минут до старта, я разминаюсь. Хаку приведут за несколько минут до старта. Готовность 5 мин. Мандраж, все мысли только о Хаку, о лапах, только бы не сломался. Все, отсчет, старт! Поехали!

Старт не такой активный, явно собака раздумывает и раскладывает силы, я переживаю, хватит ли этих сил, и не побеспокоят ли лапы. На первой петле вижу, что соперник явно идет посильнее и уже отыграл секунд 10, второй противоход, и уже секунд 20. Спокойно, только спокойно, идем в своем темпе, впереди еще 12 км, подъемы, и посмотрим, кто и как дойдет, главное беречь собаку и лапы.

 

Подходим к первому длинному подъему, идем одним темпом ничего не форсируем, задача – идти всю дистанцию галопом и не загнать собаку, опять же лапы. Валюсь на палки, сильнейшие порывы ветра, ощущение, что стою на месте,  сейчас тяжко, воздуха не хватает, но там потом спуск – продышусь. Спуск, противоход, обходим хася, на встречке соперники. О, как! А тут уже разрыв между нами куда больше, чем 1 мин. Кто-то в сугроб лезет. Ага, они тоже не железные, и собаки у них тоже греются. Мостик, гостиница. Илья стоит, слышу русскую речь: «Паша давай!». Машу кулаком: «Тише-тише, ну и так тяжко, а вы пса отвлекаете». Подъем, спуск, тоннель, еще подъем, мостик, и еще чутка забраться, переход асфальта, впереди видим еще хася. Хаку пытается рвануть, кричу: «Тише, тише, куда тебя понесло!» Темп восстанавливаем, потихоньку проходим хася, те цепляются за нами. Температура воздуха растет, периодически проходят теплые порывы ветра, Хаку явно начал принимать влево, первый признак, что будем садиться, точно – остановка. Хась проскочил вперед, но мы опять его достали и повторно прошли, в этот раз зацепиться у них не было сил.

Вокруг много отдыхающих (суббота, выходной), люди жарят мясо, все болеют и подбадривают! Просматриваю все противоходы, может, кого увижу из соперников. Нет, никого не вижу. Вышли с дальних петель, вдалеке вижу Александра Нестерова, идущего в противоход, дааа, тут еще ехать и ехать, а стартовый интервал всего 3 мин был, видимо все как-то не так пошло. Вот он еще один мостик, озерко. В подъем вваливаю под каждую ногу, чтобы не повисать на Хаку, полочка и последний изнурительный подъем. После него километра три и финиш. Надо терпеть, просто терпеть. Но тут поля и солнце шпарит изо всех сил. Хаку черный и греется он, видимо, совсем сильно, сопит как паровоз. Толкаюсь изо всех сил, надо облегчить бег для Хаку, влезли. Дальше спуск. Начали мелькать спины ребят на хасях, таак, проблемы.  Спуск проходим еле-еле, что-то с задней правой ногой, видимо, трещина в подушке лапы дала знать о себе. Принимаю решение и кричу: «Тихо-тихо, спокойно». Одергиваю потяг и переключаю Хаку на рысь, осталось 2 км, тут много не отыграют, в противоходе на поле не видно никого, а собаку надо беречь. Еще один переход через асфальт и длинный тоннель, за ним подъем в гору и финиш. Не гоню, идем так, как удобно для Хаку. Влезли. Осталось метров 600,  спуск прошли потихоньку и так же въехали на финиш. Вроде хромоты нет, но собака явно угрелась, чип-контроль и отгуливаться, а потом отпаиваться. Ближайший соперник проиграл мне еще 2 мин, но он вчера проиграл мне 5, а девушка, что проиграла 3 мин вчера, сегодня проиграла 7мин. Неплохо. Завтра будет гандикап в 7 мин. Иду к машине смотреть, что там с лапами и собакой в общем. Смотрю, отлежался в тенечке и после питья прям ожил. Лапы. Лапы явно не болят, но видно, что есть дискомфорт. Ладно, сейчас отдых, потом покормим и будем смотреть на развитие событий.

   

Сделал заминку, переоделся. Пошли смотреть и покупать фотографии, болеть и помогать нашим и друзьям из других команд. Потом переместились к петлям трассы возле стейкаута, чтобы посмотреть прохождение дистанции гонщиками. Вечером машер-пати, собрание тим-лидеров  и т.д. В районе 16.30 двигаемся в гостиницу. Осмотр собак, обработка лап, потом на ужин. Лыжи решил не делать, т.к. судя по прогнозу, вторая пара готова как надо.

На машер-пати мы так, к сожалению, и не попали, мало того, что нам не дали пригласительных, до нас так и не дошла информация, где и когда все это будет. Ну тут я уже ничему не удивляюсь. Хорошо хоть сказали, что старт на час раньше, и проинформировали о времени моего старта. Мид дисциплины закончили соревнования в субботу, поэтому время старта сдвинулось.

Уставшие, идем отсыпаться. Завтра подъем на час раньше. А за окном повалил снег.

День пятый (воскресенье, 16.02.2014)

Третий день гонки

Подъем в 6.50. Сборы, сегодня завтрака не будет. Грузимся и на стейкаут. Там народ только просыпается, видимо машер-пати прошло на ура!))))))) Даааа.. За ночь высыпало около 25-30 см снега, ратрак ходил, но снег по-прежнему идет. Опять старт первым принимать(((( Мысли! Мысли! Мысли! Наталья колдует над лапами Хаку, вроде все хорошо. Готовимся к старту. Ребят прошу подготовить флаг, но если вдруг на финише буду не первым, флаг не давать.

Старт. Хаку явно решил разложить силы. Снег, свежий снег. Скольжение не очень, но радует, что под небольшим слоем все же твердо, и собака не проваливается. На петлях соперник опять приближается. Ну и ничего, сегодня главное доехать, 7 мин не отыграть, если все пойдет как надо. Главное беречь собаку, очень переживаю за лапы. В подъемы все время Хаку притормаживаю, чтобы не выкладывался и не тратил силы. Прикатили к первому длинному подъему, вваливаю в него изо всех сил, и вот оно – мышцы просто не слушаются. ГОРЫ дали о себе знать, все же гонка проходит на высоте 1200 м. Сжимаю зубы, надо работать, только работать. Спуск. Смотрю в противоход, оооооо — никого нет, еще поворот, подъем и вот они. Они на рыси, все, теперь просто надо идти своим темпом. Мостик и гостиница, наши ребята в окнах, на стоянке, поддерживают, очень приятно. В горы придерживаю Хаку. Тоннель, подъем, мостик, подъем, переход через асфальт и на дальние петли. Опять много отдыхающих, все болеют, дети особенно. Идем не спеша, сейчас надо просто первым быть на финише, вот она вся задача. Хаку работает, а вот мне все хуже и хуже, подъем за подъемом, чувствую, что сил нет. Вышли с дальних петель, проходим вдоль горы, обгон, еще один, и вот он второй затяжной подъем. Начинаю усиленно толкаться и вдруг в середине подъема чувствую, что сил нет, голова плывет, пульс лупит в висках,  даже сказать ничего не могу. Вдруг пошатнуло, Хаку без команд включает «пониженную». Вот он маламут – волоком втаскивает меня в гору. Впереди  скиджер с хасем, Хаку приободряется и тащит. Я пытаюсь отдохнуть на спуске и продышаться. До финиша 2 км, поворачиваю голову – в противоходе никого. Если даже пешком, то им нас не догнать! Переход асфальта, волонтеры подбадривают, тоннель, тут опять у нас все возле ноги. Теперь подъем, толкаюсь, как могу, Хаку явно понимает, что финиш гонки и начинает работать, въезжаем наверх. Все, ребята! 600 метров, и мы чемпионы! Отстегиваю палку, начинаю присматриваться и не вижу никого с флагом, в голове: «Ну вот ребята дают!» А вот и нет, вот его уже разворачивают, да-да это Ирина (жена Сергея Евдокимова). Флаг в руках, высоко над головой. Все хлопают, мы влетаем в финишный створ! ДААААААА!!! МЫ ЧЕМПИОНЫ МИРА!!!

   

Наталья забирает Хаку, ребята поздравляют и помогают встать, все же я укатался в этот день. Иду в расположение команды, обнимаю и целую самого замечательного маламутика, он просто ГЕРОЙ! Поздравляю Наташу, это наша общая победа!

Потом мы еще долго находились на стейкауте, болели и переживали за наших. Не все было гладко, не все смогли принять старт в третий день, но это наука на будущее! Потом были и поздравления наших соперников, фото и маленький обед за то небольшое количество франков, которое у нас было. Дело медленно, но верно шло к награждению.

Награждение было прямо на старто-финишной поляне. Постамент, конечно, оставлял желать лучшего, как и призы, но дело-то не в них. Главное, что мы выиграли и в очередной раз везем медаль в Россию, как и все 3 раза до этого чемпионата мира.

   

Награждение прошло не без изъяна, кого-то, как нашу Гладенькову Елену, забыли вызвать для вручения презентов и общей фотографии, кого-то не наградили, а жаль!

После награждения немного фото, поздравления и, как ни печально, прощание с друзьями. Приехали в гостиницу, привели себя в порядок и спустились в ресторан, где сидели ребята из Самары и Саратова, присоединились к ним, чтобы отметить окончание ЧМ. Приятно было то, что весь персонал гостиницы и посетители ресторана поздравляли меня с победой.

Приняли решение не рваться в дорогу рано-рано утром, а выспаться. Сон был как у мертвого.

Часть 4. Дорога домой!

Проснувшись в 8 утра, не спеша сходили на завтрак, собрались и начали погрузку. При расчете владелица гостиницы любезно сделала нам скидку на проживание в честь нашей победы, мелочь, но очень приятно (Швейцария страна не из дешевых). Собак мы решили выгулять в районе стейкаута. Приехали, а там еще не все разъехались, есть еще ребята. Погуляв, трогаемся в сторону Москвы. По всей Швейцарии и немного по Германии вел я. В Германии остановились на дозаправку, перекус и смену водителя. Движемся вперед, много о чем разговариваем, делимся впечатлениями, анализируем увиденное. Я рассматриваю природу, но мысли все уже конечно о доме и о семье!

Проезжаем знакомые места, гостиницу, в которой мы ночевали на пути в Швейцарию, я немного поспал. Закатываемся еще на одну дозаправку и смену водителя. Начинаем думать о ночевке, надо ночевать в Польше, проще и дешевле, но там автобан до Варшавы и все гостиницы в стороне. Думаю дотянуть до «Релакса», но по времени будем там в 2-3 ночи. В общем, наметили одну гостиницу, едем. На границе Германия-Польша выгуливаем и кормим собак, снова рвем в путь. Наталья уснула, темно, но машин почти нет, и скорость хорошая. Понимаю, что до «Релакса» не дотяну, а до Варшавы чутка осталось. Заворачиваю на парковку и решаю поспать часик, часик перерос в 3 часа.

Проснулся, уже светло, трогаюсь. Наташа проснулась, смотрит недобрым взглядом, да я и сам понимаю, что машина не место для сна, но так мы и приедем на день раньше и денег чутка сэкономим. Утренняя Варшава мне запомнилась пробками, но после московских пробок это просто слезы. Проехали Варшаву и в 7 км от нее останавливаемся возле леска, решили погулять и покормить собак. Снова в путь. По дороге к границе заскакиваем в гипермаркет за конфетами, шоколадками, и вперед. Позавтракать мы заехали в «Релакс», вкусно, много и недорого.

Вот и граница. Народу немного, заезжаем, встаем в полосу, мы тут вторые. Через 5-7 мин неспешно к нам подходит пограничник, бегло осматривает машину, забирает документы и уходит. Минут через 15 документы возвращаются, и вроде нас отпускают, как вдруг подбегает таможенник и просит проехать за ним. Нас препровождают на отдельную стоянку в закрытый бокс – вроде как должен быть тщательный досмотр. Два таможенника начинают лазить под машиной, в капоте, просят все открыть и показать, но к собакам лезть не решились. Т.к. прятать нам нечего, еще через 10 мин это все закончилось, и нас отпустили. В общем, мы немного потеряли. Белорусская сторона не торопилась пропускать машины, и мы встали в очередь с теми же, с кем и проходили пограничный контроль в Польше. Переезд нейтральной зоны занял еще мин 25. На белорусской стороне нас любезно встретила пограничница, очень ей наши собаки понравились, но она с сожалением сказала, что нам в красный коридор. Мы все это знали, и для нас это не было неожиданностью. Нас запускают в зону досмотра, бегло осматривают машину, народ сбегается посмотреть на собак, пограничники быстро и без проблем ставят печать. Дальше таможня, но и тут никто не приставал, дали квиток сбегать к вету и вернуться. Веты, как правило, это вечные проблемы, но не в этот раз. Женщина лет 50 любезно взяла наши документы, заполнила какой-то журнал, сказав, что очень любит СЕС. Попросила какого-то мужчину сверить чипы у собак, еще через 5 минут после проверки чипов нас выпустили, и мы были у выезда с пограничного поста. В Бресте заправка и за руль садиться Наталья, а я спать. Спал рывками, очнулся где-то под Минском. Где-то тут наша кафешка, и мне надо было смотреть по сторонам, чтобы не проехать ее. Не проехали, заезжаем ужинать.

Теперь за руль сажусь я, полный вперед.  Проскакиваем границу Белоруссия-Россия, заезжаем на заправку, гуляем собак, и все, теперь без остановок в Москву.  Наташа отдыхает, а я за рулем, км за 200 до Москвы понимаю, что засыпаю. Меняемся с Натальей, она за руль, а я на пассажирское сидение. В 4.35 минут мы въезжаем в Москву, а в 5 утра мы возле моего дома! УРАААААА!  39 часов в дороге!

 

P.S. Я благодарю всех, кто верил в меня, кто искренне болел за меня и за Хаку.  

Я благодарю всех моих спонсоров:

  • компанию SLEDDOGSPORT в лице Вероники Спивак
  • компанию ICEBUG RUSSIA
  • Мангушеву Юлию Вадимовну

Я безмерно благодарен своей команде: 

Наталье Садовниковой и Леониду Левинскому.

Спасибо моей семье и отдельно Татьяне, на долю которой выдался весь этот непростой год подготовки! 

Благодаря всем вам мы стали ЧЕМПИОНАМИ МИРА! Это наша с вами победа!